Спецоперация.
Одна из распространенных схем, при которой жители республики несут самые большие финансовые потери звонок от псевдо-сотрудника банка или правоохранительного органа о том, что деньги гражданина находятся под угрозой хищения для предотвращения которого необходим перевод сбережений на безопасный счет. Либо сообщение о том, что злоумышленники взяли на имя потерпевшего кредиты. Для предотвращения потери денег (исковых требований банка-кредитора) предлагается оформить кредит (зачастую несколько, в разных кредитных учреждениях). Полученные наличные деньги предлагается перевести на безопасные счета через банкоматы. Аналогичным образом происходят хищения под предлогом участия в специальной операции.
Приведем типичный пример. Гражданин С., причем сам являющийся сотрудником регионального банковского учреждения, в вечернее время вступил в телефонный разговор с псевдо сотрудником сотовой компании, по поводу истечения срока договора абонентского обслуживания. Поскольку офисные помещения оператора сотовой связи уже были закрыты звонивший предложил продлить договор дистанционно. С. согласился и перевел полученный СМС-код звонившему. Вместе с тем, обладая информацией о мошенниках, тут же опомнился, заподозрив, что передал код от личного кабинета Госуслуг. Однако тут же потерпевшему позвонило лицо, представившееся оператором Госуслуг и сообщило, что в его личном кабинете происходят подозрительные финансовые операции, а именно в короткий промежуток времени оформлены заявки на получение крупных сумм кредитов в различных банках и попросило подтвердить эти заявки. С. сообщил о возникшей ситуации с мошенниками, после чего оператор перевел звонок на службу безопасности Национального банка России. В свою очередь работник Нацбанка сообщил, что организована оперативная комбинация по изобличению группы мошенников и С. необходимо принять участие в ней. При этом свои слова сотрудник Нацбанка подкреплял направлением различных документов с реквизитами государственного учреждения, гербовыми печатями, цифровыми и обычными подписями. Из убедительных слов, подкрепляемых документами, следовало, что на имя С. открыт безопасный счет. Для предотвращения несанкционированного кредитования необходимо получить встречные кредиты в различных банках и перевести полученные деньги на этот счет. В дальнейшем в разговор включались сотрудники ФСБ и МВД, один из которых вел разговор с С. по видеосвязи. Итогом массированной психологической обработки стала уверенность С. в том, что он принимает участие в специальной операции, проводимой правоохранительными органами. Затем, в течении последующих трех дней С., также находясь под постоянным воздействием звонивших, оформил три крупных кредита в разных банках на сумму свыше 8 млн. рублей. Полученные наличные деньги, в рамках проводимой специальной операции, С. тут же относил в банкомат и партиями менее 100 тыс. руб. переводил на различные банковские карты указанные ему, каждый раз получая документ о их зачислении на безопасный счет. После этого связь оборвалась и С. понял, что стал жертвой обмана.
Необходимо отметить, что аналогичные преступления регистрируются практически ежедневно. Несколько различается способ вовлечения потерпевшего в комбинацию. В последнее время фиксировались факты создания лже-аккаунтов руководителей организации, где работает потерпевший в мессенджерах (WhatsApp, Telegram) и сообщение-просьба от этого руководителя поговорить с сотрудниками Нацбанка, ФСБ или МВД по поводу некой ситуации возникшей в коллективе. Затем следует звонок от представителя правоохранительного органа с сообщением о финансировании ВСУ со счета потерпевшего, либо как в приведенном выше случае оформление несанкционированных кредитов. Далее следует стандартная схема по направлению денег на безопасный счет.